Анализ стихотворения «Зима» Сурикова





Главной особенностью всего творчества И.З.Сурикова считается живописность его образов и лиричность создаваемых им картин, а также особая простота изложения. В стихотворении «Зима» он красочно и живописно описывает приход зимы в сельской местности.

Стихотворение написано в 1880г., в последний год жизни поэта. Измученный туберкулезом, Иван Суриков не теряет интереса к красоте окружающей природы, гармонии мира.

Основная идея стиха «Зима» Сурикова

Основная тема стиха «Зима» Сурикова — восхищение меняющейся природы с наступлением зимы. Произведение приносит чувство внутреннего спокойствия от наблюдения за тем, как спокойно и медленно валит снег, который одевает всё вокруг пушистым одеялом. Снег прячет под собой неприглядную голую землю и жухлую траву, украшает ветви деревьев, сбросивших листву.

Смена времен года воспринимается поэтом спокойно и сдержанно и в этом можно увидеть основную идею произведение – изменения, происходящие в природе нужно принимать со смирением и радостью. Не стоит роптать на то, что от нас не зависит и мы не в силах изменить. Нужно видеть в любом мгновении своё очарование, научиться просто радоваться жизни.

В стихотворении прослеживается и вторая тема – изменения в жизни сельчан с наступлением холодного времени года: нужно подготовить своё жилище к предстоящим морозам, запастись дровами, расчистить дорожки. Но, по сравнению с летними хлопотами, для крестьян зимняя пора гораздо спокойнее. А дети воспринимают начало зимы с ликованием, они спешат кататься с горок, кидаться снежками и лепить снежные фигуры.

Жанровая принадлежность

Стихотворение относится к пейзажной лирике. В торжественную картину зимней природы включено описание крестьянского быта этой поры.

Композиция

Стихотворение написано трехстопным ямбом с перекрестной рифмой. Ударение на предпоследний слог – это женская рифма. В нем имеется 8 строф по 4 строки каждая.

Лирический герой – мужчина, наблюдающий за изменяющейся природой и бытом людей. Он восхищен зимним пейзажем, но занимает место отстранённого наблюдателя, лишь описывая увиденное, не выражая свои эмоции.