Как мотивировать ребенка на учебу – 7 советов психолога

  1. Ошибаться – это нормально
  2. Внешняя и внутренняя мотивация
    1. Советы психолога
    2. Педагогический подход
  3. Долгосрочная мотивация
  4. План дня
  5. Читать книги и журналы
  6. Ежедневная прогулка
  7. Фантазирование
  8. Настольные игры

Как часто (и уже не один десяток лет!) во время беседы учителей и родителей можно услышать о ребенке: «Не хочет учиться», «смог бы заниматься намного лучше», «пассивный на уроках»… Действительно, школьная проблема привития интереса к знаниям все еще остается нерешенной, хотя и написано о ней множество психолого-педагогических работ. Родители и сами задаются вопросом, как пробудить в ребёнке желание учиться. Секрет этого довольно прост – дети постоянно обучаются и познают мир, поэтому нужно всего лишь поддерживать стремление получать новые знания, а также направлять это стремление в правильное русло.

Сегодня, учитывая ответственность педагогов страны за качество знаний учащихся и уровень их подготовленности, каждый учитель стремится, чтобы и его воспитанники охотно изучали и досконально знали его предметы: успешно написали контрольный диктант, изложение, сочинение, правильно решили задачу, верно ответили на вопросы тестов.

Но из учительского опыта известно, что нельзя научить школьника, если он равнодушен, безразличен, не видит необходимости в приобретении знаний. И, к сожалению, таких детей в классе большинство. Возможно, негативную роль сыграла чрезмерная информационная насыщенность современных действующих программ практически по всем предметам. К тому же отведено малое количество часов на изучение определенной темы и, надо признать, новая десятибалльная система оценки знаний не только сняла «колпак» авторитаризма в современной реформируемой школе, но и дала возможность ученику перейти из класса в класс с самыми низкими баллами.

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе действительно существует проблема мотивации школьника к учебе.

Ошибаться – это нормально

Чтобы из рутины обучение преобразовалось в развлечение, нужно начать разбирать и обсуждать ошибки. Обычно у учителей нет возможности поработать над каждой ошибкой каждого из учеников, из-за чего на детей сыплется ругань, причём в основном, перед всеми одноклассниками. Конечно же, это отбивает желание учиться.

Однако это поправимо. Чтобы ребёнок спокойно относился к замечаниям и критике, его нужно научить тому, что ошибаться не стыдно и не страшно. Очень хорошо будет привести собственный пример, рассказывая о собственных небольших ошибках, а также анализируя их.

Затем нужно перейти к ошибкам сына или дочки. После разбора его ошибок следует похвалить ребенка за то, что он обсудил ошибку, нашёл, что послужило её причиной, а потом сделал вывод.

Внешняя и внутренняя мотивация

Если быть объективными, то при определении факторов нежелания учащихся учиться, нельзя не отметить и недостаточно профессиональное, а иногда и пассивное психологическое сопровождение учебного процесса учителем. Какие же прогрессивные педагогические приемы можно использовать на занятиях и уроках с целью развития, создания, формирования у школьников познавательной положительной мотивации к учебному процессу?

Такой вопрос давно волнует учителей, родителей, психологов и методистов. Правда, далеко не каждый учитель акцентирует внимание на этой проблеме, так как чаще всего считает, что если подросток пришел в школу, то он должен, а то и обязан делать все, что рекомендует педагог.

Как известно, мотив, мотивация — это то, что вдохновляет, направляет человека к определенной деятельности. Если же не знаешь мотивов, то трудно понять, почему ребенок стремится к чему-то иному, а не именно к тому, что предлагает ему учитель.

В психолого-педагогической литературе определяются два типа мотивации: внешняя мотивация и внутренняя мотивация.

Внешний тип мотивации — это такой вид, когда ученик знает, что за хорошую и тщательную учебу он будет поощрен: например, родители купят ему «ролики», велосипед или компьютер. Понятно, что при таком условии подросток начнет проявлять активность на занятиях, станет более тщательно выполнять домашние задания, чтобы получить высокий балл. Однако подобные стремления, скорее всего, будут проявляться только к соответствующему моменту — получения обещанного.

Внутренний тип мотивации можно часто наблюдать в поведении учащихся начальных классов, стремящихся своей успешной учебой порадовать взрослых. Но с возрастом и этот мотив теряет свою актуальность. Безусловно, успешной является та мотивация, что побуждает школьника к соответствующей деятельности с целью сознательного расширения, углубления своих знаний, своего образования. Формирование мотивов учиться — это, прежде всего, создание на уроках условий для проявления внутренних стремлений школьника к обучению. Внутренняя мотивация, независимая от внешних факторов, выступает важнейшим условием успешной учебы.

Но что делать, если такая мотивация отсутствует?

Советы психолога

В психолого-педагогической литературе есть целый перечень разработанных методов повышения внутренней мотивации для процесса учебы. Учителям и родителям рекомендуется:

  1. не навязывать школьнику своих учебных целей «сверху». А если вдруг они поставлены, то должны быть понятными, внутренне принятыми учеником — обрести значимость для его личности. Именно совместная работа по определению целей, задач станет более эффективной в учебном процессе. При этом цель учителя должна также стать целью и ученика;
  2. за правильные ответы и выполненные задания награждать ученика только добрым словом, похвалой;
  3. никогда не критиковать за неудачи, не унижать достоинство ученика;
  4. как можно чаще использовать игровые формы деятельности, а не соревнование;
  5. учебные задания к уроку желательно выбирать с элементами новизны;
  6. с каждым следующим уроком регулировать уровни заданий по сложности, трудности;
  7. во время совместной работы следует обязательно давать ученикам право выбора…

Педагогический подход

Попробуем показать некоторые эффективные методы работы, помогающие решать «извечную» проблему по созданию внутренней мотивации у школьников. Чтобы ученики по-настоящему целиком включились в работу, необходимо на вводном (еще он называется учеными мотивационном) этапе решить три методические задачи. Первая из них требует от учителя активизации в своих воспитанниках опорных знаний к будущей планируемой теме урока или, иначе, создать ситуацию успеха: похвалить учеников за определенные знания по ней. Например, перед объяснением темы «Не с прилагательными» в шестом классе учитель при проверке домашнего упражнения может параллельно сосредоточить внимание детей и на правописании НЕ, НИ уже с существительными и глаголами. Второй вариант — отдельно на крыле доски заранее записать слова, словосочетания и предложения по ранее изученным темам с этими правилами и провести традиционную рубрику урока — «орфографические минутки». Запись на доске может выглядеть так: незабудка, невольник, неправда, несчастье, ненавидеть; не допела песни, не доехал до города.

Учитель предлагает ученикам сгруппировать данные примеры на каждое правило и объяснить его. Подобный прием активизации опорных знаний перед новой темой можно использовать и на уроках литературы практически во всех классах. Удачно помогают решить эту задачу поставленные учителем 2-3 вопроса по ранее изученному материалу из жизни и творчества писателя.

Вторая и третья задачи, которые нужно реализовать на мотивационном этапе современного урока, требуют от учителя-предметника умело сформировать ориентировочную основу деятельности школьников к планируемой теме урока и создать проблемную, даже тупиковую ситуацию — тотальное незнание по ней. Учитель, обобщив знания учащихся после проведения «орфографической минутки», предлагает шестиклассникам объяснить также написание не, ни с прилагательными в следующих заранее записанных примерах: отнюдь не веселый, ничуть не похож и т.д. Как показывает опыт, на этот вопрос вряд ли прозвучит ответ. Эти и подобные вопросы учитель может задать ученикам, предвидя их «немое молчание».

Успех мотивационного этапа зависит от умело поставленной, иногда и неразрешимой проблемы. Учителю важно задать ученикам такой вопрос или предложить такое задание по новой теме, на которое они самостоятельно не смогут дать даже приблизительного ответа. Очень важно заинтриговать учеников, заинтересовать их новым материалом. Это и станет своеобразной психологической зацепкой для дальнейшего познания. После записи и сообщения темы занятий учитель предлагает школьникам самим сформулировать цель и задачу этого урока. Записав на доске подходящие ученические гипотезы, педагог далее может ознакомить класс с заранее подготовленными на крыле доски вариантами образовательных и практических задач, которые станут опорными в течение всего урока. Как показывает педагогический опыт, ученики 5-11-х классов довольно удачно формулируют цель занятий.

Мотивированной быть должна любая деятельность учеников, а не только непосредственно восприятие нового материала, так как с такой задачей может справиться и самый молодой учитель. А вот как мотивировать деятельность школьников на информационно-поисковых, тренировочно-корректирующих, контрольно-рефлексивных этапах, при повторении, во время систематизации знаний или как мотивировать проверку домашнего задания — это еще далеко не решенные педагогические проблемы для настоящего профессионала.

Долгосрочная мотивация

Как правило, родителями используются краткосрочные мотивации: «никакого сладкого, пока не сделаешь уроки», «напишешь сочинение, пойдёшь гулять» и всё в таком духе. Но с течением времени это теряет свою эффективность.

Чтобы ребёнок хорошо учился, а также был успешным в дальнейшем, нужно научить его ставить долгосрочные цели. Нужно составить для этого список задач.

Все задачи и достижения в этом списке будут оцениваться. Например, помыть посуду — ребёнок получит 5 баллов, за хороший результат на контрольной работе — 20 баллов. В конце месяца ребенку нужно будет выбрать, куда ему хочется потратить собранные баллы.

Следует учесть, что «цену» он должен знать загодя. К примеру, за 150 баллов можно сходить в цирк, а за 20 — купить любимых конфет, печенья или каких-то других сладостей. А можно некоторую часть баллов отложить в «копилку» и, накопив 500 баллов, купить машинку на пульте управления. Главное, чтобы ребенок при любых условиях что-то получил.

Пусть у него имеется множество наград за задачи и достижения, различные по настоящей стоимости и значимости.

План дня

Для действительного достижения целей необходимо помочь ребёнку правильно распределить время. Родителям, составляющим собственный план, стоит показать его ребёнку, а также помочь в составлении детского плана. Пусть чадо само всё составит и напишет, задачей родителя будет только подсказать, как правильно расставить приоритеты и определить, насколько значимо какое-то из дел.

Следует записать также общие дела, такие как обед в кругу семьи, посещение кинотеатра, экскурсии в музей, поход по местным достопримечательностям, посещение общегородских праздников, поездки к друзьям или родственникам.

В конце дня просмотрите вместе с ребенком. Какие дела он успел выполнить, а какие нет и почему.

Читать книги и журналы

Любовь к чтению нужно прививать ребенку с детства. Читать ему книги, пока он сам не умеет, обсуждать прочитанное. Очень многие успешные люди ежедневно читают художественную и специальную литературу. Надо помнить, что если в семье родители не читают книги, то и у ребенка не будет такой привычки.

Хорошо также читать книги вслух вместе, всей семьей. Для этого можно выбрать интересную, толстую книгу, чтобы ребенок ждал каждый вечер продолжения истории.

Ежедневная прогулка

С ребенком нужно ежедневно гулять на свежем воздухе в парке или во дворе не менее двух часов. За это время дать ребенку не только побегать и поиграть на детской площадке, но и обратить его внимание на окружающую природу: деревья, листья, цветы, облака, птицы, животные.

Можно вспомнить соответствующие литературные рассказы, стихи и обсудить их.

В случае с подростком, конечно, будет тяжелее ввести ежедневные прогулки в привычку. Но надо постараться сделать из этого какое-то модное увлечение. Например, фотографировать птиц, бабочек, растения и потом выкладывать фотографии в группах социальной сети с добавлением своих комментариев.

Всем известно, что прогулки в парке или даже во дворе совершенно необходимы. Это укрепляет организм ребенка, повышает его иммунитет, закаляет его. Также дети, пребывая в парке и наблюдая за природой, чувствуют в дальнейшем потребность защищать её.

Фантазирование

Дети обычно любят фантазировать. Не нужно ограничивать его в фантазиях. Наоборот, можно поддерживать такой интерес и даже записывать его фантазии в специальную тетрадку. Через несколько лет ему самому будет интересно прочитать свои фантазии. Может он сам захочет их записывать и заведет себе дневник. А может из него вырастет писатель или поэт. В любом случае это расширяет его познание о мире и желание узнавать больше, увеличивает словарный запас. Поощряйте фантазию ребенка и используйте её во благо.

Настольные игры

Известно, что различные настольные игры, головоломки, пазлы способствуют развитию логики, памяти, коммуникабельности, так как часто в таких играх участвуют несколько человек: друзей ребенка или членов семьи.

Надо постараться найти в выходные дни или вечером время, чтобы поиграть вместе с ребенком в настольные игры, такие как: «Русское лото», «Монополия» и многие другие. Обычно дети любят коллективные игры и с удовольствием в них играют.