Методика раннего развития Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой был не только выдающимся русским писателем, но и автором метода обучения детей чтению. Он составил свою азбуку (рядом с каждой буквой было изображения какого-то предмета или животного, которое начинается на эту букву. Думаю, что вы, скорее всего, еще застали такую веселую азбуку в своем первом учебнике. Толстой считал, что ребенка нужно сначала научить слышать (выделять) в словах отдельные звуки, потом складывать их в слоги, а потом и в целые слова.
Думаем, что на первых порах вы не захотите учить Вашего малыша читать. Достаточно просто ознакомить его с буквами алфавита, чтобы он запомнил их. Ну а уж потом и до чтения не далеко. Вам необходимо будет приобрести простую азбуку, на которой изображены буквы, а рядом с ними животные или игрушки, которые начинаются на эту букву и всегда держать ее под рукой или, что еще лучше, повесить на стену.
Итак, начинаем урок.
- Убедитесь, что ваш малыш активен и весел, его ничто не беспокоит.
- Сядьте напротив него, и положите азбуку (книжку).
- Закройте листом бумаги «ненужные» буквы и изображения.
- Громко и четко произнесите указанную букву.
- Если произносите согласную, произносите пока только звук, например, «Б», а не «БЭ». Впоследствии можно отойти от такого произношения, когда вы поймете, что ребенок освоил звуки.
- Не забывайте читать ребенку небольшие стихотворения, в которых встречаются изучаемые вами буквы. Отличный вариант такой Азбуки придумали детские поэты Маршак, Заходер, Сапгир, Мецгер. Слушая такие стихотворения, у ребенка на подкорке откладывается правильное произношение как отдельных букв, так и слов целиком, тренируется звуковое восприятие.
«Веселая азбука про все на свете» С. Маршак
«Весёлая азбука» Г. Сапгир
«Песенка — азбука» Б. Заходер
«Съедобная азбука» А. Мецгер - Не забывайте, что вы не ставите перед собой целью научить ребенка читать к двум годам. Всему свое время.
Для тех, кто не собирается останавливаться на достигнутом, дальше Лев Николаевич предлагал складывать буквы в слоги:
Для начала потренируйтесь на слогах, состоящих всего из двух букв: БА, МА и т.д. Желательно для каждой согласной буквы подобрать слог, т.е. БА, БЕ, БЁ, БИ и т.д. Это займет у вас достаточно длительное время.
Потом переходите к слогам, состоящим из трех букв: ГОР, ДОР и т.д.
Затем добавляете еще одну букву и получаете полноценное слово, например, ГОРА.
Далее количество слогов в слове может только увеличиваться. Но это уже ближе к четырем годам.

Подводим небольшой итог по рассмотренной методике. Метод направлен на то, чтобы научить ребенка читать и расширить его кругозор. Толстой предлагал учить читать по слогам, акцентируя внимание на звуковом восприятии малыша. Читайте, выбирайте, изучайте, сопоставляйте и комбинируйте. Лучше вас вашего ребенка никто не знает, соответственно только Вы сами можете понять, что можно почерпнуть из данной методики.