«Не хочу читать!» Как привить ребенку любовь к чтению





В последние десятилетия наблюдается стойкая тенденция снижения интереса у детей младшего, а особенно среднего и старшего школьного возраста к чтению книг. Это приводит к ряду проблем в школе и снижает общий культурный уровень населения. Большинство детей не читают книг, которые выходят за рамки школьной программы. Они не стремятся к произведениям мировой художественной литературы, которая, сложнее для восприятия, но благоприятнее для формирования личности подрастающего поколения.

Чтение книг требует усилий, но именно оно развивает смысловое восприятие, память и мышление ребенка, способствует формированию личности. Статистика показывает, что те дети, которые мало и плохо читают, отстают в интеллектуальном развитии, у них недостаточные навыки общения. В результате у детей наблюдаются дислексия (специфическое нарушение чтения в процессе развития) и дисграфия (нарушение письма). Плохое чтение обычно сопровождается нарушением письма и неразборчивым почерком. При сдаче экзаменов у таких учеников возникают большие проблемы, некоторым приходится все сочинение и изложение писать печатными буквами, чтобы компьютер и экзаменационные эксперты смогли разобрать текст. Школьные учителя делают вывод, что дети, которые мало читают, пишут неграмотно, с большим количеством орфографических ошибок. При написании сочинений им не хватает фантазии и словарного запаса. 

Как воспитать у ребенка любовь к чтению?

  1. С раннего детства приучать малышей к книгам, прививая им бессознательный интерес к чтению. Читать малышам вслух сказки и стихи каждый день. Пусть ребенок сам листает странички, смотрит картинки, тыкает пальчиком. Нельзя допускать, когда книги мнут и рвут. С первых месяцев жизни родители могут покупать детям книги с толстыми картонными страницами, делая для них чтение осязаемым процессом.
  2. Не нужно ребенка учить читать слишком рано, стараясь опередить другие семьи. Это может вызвать негативное отношение. 4-5 лет – оптимальный возраст для овладения навыками чтения. Начинать со звуковых игр, далее познакомиться с алфавитом, используя больше наглядных материалов: картинок и иллюстраций, игрушек и кубиков. Нельзя критиковать и ругать детей, если у них что-то не получается. Занятия должны быть в радость. Родителям нужно быть терпеливыми. Когда ребенок освоил буквы и может читать слова, переходить к несложным текстам, напечатанным крупными буквами. Материалы для чтения подбирать интересные и посильные для ребенка. Всегда нужно хвалить ребенка и замечать даже небольшие успехи. Постепенно можно тренировать запоминание прочитанного. На этом этапе уместно использование словесного лото и других развивающих игр. 
  3. Родители должны сами подавать пример, читая качественную литературу. Большинству родителей не хватает на это времени, они заняты на работе, вечерами увлечены общением в социальных сетях. Необходимо находить время и для чтения литературы, что постепенно войдет в привычку и обогатит духовно.
  4. Полезно читать вместе с детьми вслух, по очереди те книги, которые им интересны, доступны по возрасту. Пусть это будут отрывки из «Властелина колец», «Хроник Нарнии», «Гарри Поттера». Чудесно открыть для себя и для своих детей шедевры русской литературы, которыми восхищается весь мир, читая рассказы Чехова, сказки Толстого, Тургенева.
  5. Сейчас много книжных магазинов, посещение которых нужно сделать занимательным и приятным событием. Книги должны стать одним из постоянных подарков ребенку, да и другим членам семьи. Если не хватает финансов, то можно записаться в библиотеку. Грамотный библиотекарь всегда даст совет на первых порах что лучше почитать. Сама неспешная библиотечная атмосфера завораживает, погружает читателя в чудесный мир, открывает кладезь вековой мудрости.

Снижение интереса к чтению книг у детей действительно является большой проблемой. Это сказывается на развитии детей и их успеваемости в школе. Нужно возрождать традиции чтения книг, то хорошее, что было в этой стране еще пару десятков лет назад. Начинать нужно с молодого поколения и, несомненно, взрослые должны им в этом помочь.

Не заставляйте детей читать!

Не заставляйте детей читать книги, которые они обязательно должны прочесть. Не устанавливайте правила, сколько страниц или минут в день должен читать ребенок. К чтению вообще нельзя принуждать.

Кто-то возразит, что некоторые замечательные книги он прочел только благодаря школьному списку литературы, иначе он до них просто никогда бы не добрался. Здорово, если люди находят то, что им нравится, навязано это или нет. Однако принуждение – не лучший способ привить любовь к чему бы то ни было. 

Принуждением не привить любовь к чтению. Это должно быть очевидно. На каждого человека, кому понравилась книга из школьного списка, приходится как минимум двое, кому она была ненавистна, кто решил никогда больше не читать этого автора и этот жанр (или решил никогда не читать именно классику, или решил не читать вообще). Люди не очень хорошо реагируют на принуждение, и часто в них растет сопротивление навязанным вещам.

Принуждение показывает ваше недоверие ребенку. «Я знаю, что для тебя хорошо, поэтому слушайся и люби это.» Список литературы не позволяет ребенку выбирать темы, к которым у него есть склонность. Ребенку даже не позволено читать со своей скоростью, выбирать приоритеты, ставить цели. То что должно нравиться превращается в обязанность. Каждый шаг в обучении прописан взрослым. Это является сигналом для ребенка: ты некомпетентный, ненадежный, не способный научиться сам. Очень грустно получать такие сигналы.

Участие – вот что важно. Энтузиазм заразителен. Возможно, какие-то книги оказали на родителя большое влияние в его юные годы, или просто культурно значимы, и родитель приносит эти книги из библиотеки, кладет их среди других книг, ждет интереса ребенка или сам предлагает почитать вслух – вот в чем заключается его роль родителя: указывать на многообразие тем и предметов, давать советы, делиться своей страстью. Но добавьте сюда принуждение и получится совсем другой тип отношений.

Ребенок сам установит свои отношения с литературой. Те кто вырос в читающих семьях, знают как важно человеку самому сформировать свое ощущение литературы и, если брать шире, печатного слова. А возможно и устного, если аудиокниги нравятся больше. Книги действительно могут стать волшебным времяпровождением, при условии, что не напоминают брокколи: надо есть, потому что полезно, а не потому что вкусно. 

В конечном счете, ни у кого нет полной власти над тем, что полюбит другой человек, что ему будет интересно и к чему появится склонность. Все, что может сделать родитель – повлиять энтузиазмом и уважением, предлагая ребенку удивительные и красивые книги. Без принуждения.