Роль сказок в воспитании детей





Сказка является первой формой искусства, с которой знакомится ребенок. Начиная с двухлетнего возраста, ребенок способен воспринимать сказки и формировать эмоциональную реакцию к ним. А в 4 года, ребенок уже спокойно воспринимает сказки, со сложными сюжетами и многочисленными персонажами. Начиная с такого раннего периода, сказки уже играют свою роль в жизни и развитии ребенка. Более подробно об этом в статье «Когда начинать читать ребенку сказки?»

Влияние сказок на развитие и воспитание ребенка

Сказки предназначены для объяснения устройства мира, его законов и правил, роли и взаимоотношений людей, устройства социального мира и жизни в нем. Народные сказки содержат мораль, формируют нравственность и гуманизм. В отличие от сухой морали, поданной на лекции или написанной в конституции, сказки вызывают эмоции и подкрепляют их, что приводит к формированию нравственных установок.

В детских сказках персонажи разделены на положительных и отрицательных, без допущения сомнительной нравственности и непонятных для ребенка убеждений. Это помогает идентификации ребенка с положительным персонажем и отвергает, критикует негативных персонажей. Отсутствие нравственной неопределенности формирует четкие убеждения о добре и зле, дружбе и предательстве, о любви и ненависти. Формируется понимание людской психологии и человеческих взаимоотношений.

В отличие от взрослых, ребенок не мыслит логическими, рациональными категориями, поэтому сказки, влияющие на эмоциональную сферу, оказывают наибольшее влияние.

С раннего возраста ребенок начинает понимать нравственность, что играет важную воспитательную роль. Также, такие понятия как ответственность, трудолюбие, работа, честность, в примитивной форме присваиваются ребенку через сказки. Особое влияние оказывает фактор наказания, порицания зла, нечестности, лени. Ребенок начинает понимать отрицательный результат таких поступков. Положительные персонажи сказок всегда вознаграждаются, что формирует желание у ребенка им подражать.

Сказки обучают детей с помощью символов, аллегорий, метафор, а не напрямую. Ребенок учится образно мыслить, у него развивается фантазия. Сказки учат ребенка отождествлять себя с другими, сопереживать, радоваться и плакать с другими, учат любить и дружить. Также, постепенно сказки развивают и логическое мышление, учат находить выход из трудных ситуаций, учат извлекать пользу и выводы из чужих ошибок.

В своей примитивной форме подачи, сказки постепенно готовят ребенка ко взрослой жизни, строят его идеалы и авторитеты, рисуют сценарий себя и жизни. Правильный и своевременный выбор сказок со стороны родителей, оказывает максимально плодотворное воспитательное влияние, что формирует честную, гуманную, эмоциональную личность. Именно поэтому, несмотря на все нововведение и быстрое развитие цивилизации, сказки сохранили свою актуальность и по сей день. Также, в психологии существует направление сказкотерапии, которое применимо как к детям, так и ко взрослым, что позволяет примерять на себе разные роли, жить и думать с ними, что оказывает сильное терапевтическое воздействие.