Страшные сказки братьев Гримм





Сегодня мы знаем братьев Гримм как издателей сказок немецкого фольклора. И это действительно так. Они стремились возродить интерес людей к народной культуре и литературе. Но до нас эти сказки дошли сильно адаптированными. Изначально они были очень жестокими, а многие имели аморальный смысл. В таком виде может быть затронута даже взрослая психика, не говоря уже о детях. Хотя, даже в адаптированном виде, некоторые сказки имеют не совсем «правильный» с точки зрения воспитания сюжет и психологи не рекомендуют их для детского чтения.

«Белоснежка»

Даже в современной версии королева приказывает убить молодую падчерицу только за то, что та стала красивой. В доказательство она просит слугу принести сердце девушки. В неадаптированной версии она требовала печень и легкое Белоснежки. Но суть не сильно меняется – принцессу нужно будет расчленить. Слуга жалеет юную красавицу и не может её убить, но, боясь расправы, приносит органы зайца (изначально – оленя). Сегодня из сказки убран самый жестокий эпизод – королева съедает принесенные ей печень и легкое, чтобы насладиться победой над собственной падчерицей!

Современные психологи не рекомендуют читать эту сказку девочкам, поскольку в ней слишком много внимания уделено красоте внешней. Весь акцент делается именно на ней: красота оказывается главным достоинством Белоснежки из-за которого она страдает и, в конце, получает награду. Из сказки ребенок может сделать вывод о превосходстве внешней красоты над другими добродетелями.

«Гензель и Гретель»

Эта сказка – одна из самых жутких сказок братьев Гримм. В ней ужасно всё. Сначала отец выгоняет своих собственных детей в лес, обрекая на верную смерть, только из-за того, что нечего есть. Причем сказка оправдывает действия отца, обвиняя во всем мачеху, которая его уговаривает совершить данный поступок. Дети попадают в плен к ведьме – людоедке. Но той мало просто убить детей, она заставляет Гензель откармливать своего брата «на убой», как рождественского гуся.

Образы детей вызывают в нас жалость, однако, если вдуматься в сюжет, их моральная сторона ввергает в ужас. Девочка заманивает свою обидчицу в печь и сжигает её. Казнив старуху, дети грабят её дом и приносят добро к отцу, который совсем недавно выгнал их в лес.

Ученые относят столь жестокий сюжет древненемецкого фольклора к событиям 1315 – 1317 года. В то время по всей Европе разразился Великий голод. По некоторым источникам, в то время действительно встречались случаи людоедства, а родители прогоняли своих детей в лес, надеясь, что те сами смогут себя прокормить.

«Красная шапочка»

В первоначальном варианте эта сказка не только жестокая, но и «с клубничкой». Чтобы адаптировать её до современного варианта, сделав доступной детям, братья Гримм добавили чудесное спасение Красной Шапочки и ее бабушки проходящими дровосеками, однако каннибализм остался в сказке и сейчас.

По сюжету, девочка наказана за своё любопытство и болтливость. Она рассказывает незнакомому волку о том, как попасть в дом к бабушке. В фольклорном варианте Красная Шапочка не только разговаривает в волком, переодетым бабушкой, но и соглашается раздеться и лечь к нему в кровать. Таким образом, немецкий народ в сказке жестоко наказывает героиню не столько за болтливость, сколько за распутство.

Эти и другие сказки братьев Гримм доступны для чтения и скачивания в соотв. разделе на сайте — Сказки Братьев Гримм