Адаптация первоклассников к школьной жизни





В первые дни осени в жизни многих родителей происходит важное событие. Их малыш вырос, и в его жизни начинается новый важный этап, он стал школьником. Как правило, этому предшествует долгая и тщательная подготовка: детей водят на специальные обучающие занятия, проводят тестирования на готовность ребенка к посещению школы, родители рассказывают много историй о школьной жизни. Однако, часто переход к новой, школьной жизни проходит трудно, и сопровождается рядом проблем. Школьник первого класса переходит на новый распорядок дня, у него появляются обязанности, которых не было ранее. В его окружении теперь много новых людей, с которыми необходимо контактировать и не всегда это общение складывается положительно. Все зачастую приводит к тому, что ребенок утомляется, капризничает, проявляет непослушание. Трудно предположить, сколько будет длиться этот период. Во многом это зависит от обстановки в семье. Необходимо создать такие условия, при которых ребенок наиболее спокойно войдет в школьную жизнь и будет успешно осваивать предметы. Необходимо своевременно оказать поддержку ученику первого класса, иначе отрицательное восприятие начала учебного процесса может привести к стойкому негативному отношению к школе. Какую помощь необходимо оказать первокласснику, чтобы он скорее адаптировался к новой жизни пойдет речь в этой статье.

Адаптация к школьной жизни

Еще летом малыш посещал детский сад, где вволю играл, резвился, гулял, полноценно отдыхал во время дневного сна и не был обременен ответственными заданиями. Но с 1 сентября у него начнется новая жизнь. Ему необходимо привыкнуть к регулярному школьному посещению, выполнению заданий, общению с одноклассниками и учителями. Это время каждый школьник переживает по-особенному. Ведь в школе он столкнется с новыми условиями, и режим дня станет гораздо более интенсивным, но при этом надо все вовремя успевать делать. Для адаптации понадобится время и некоторые усилия, но самое важное – поддержка родителей и понимание ими этого процесса.

Практика показывает, что адаптация учащихся в 1 класса может занять от 10 дней до нескольких месяцев. Это зависит от ряда факторов: особенности школы, насколько хорошо ребенок был подготовлен, его характер, уровень нагрузки, сложность обучения и других. В этот период ребенку обязательно нужна помощь педагогов и семьи.

Проблемы первоклассника

Начало школьного образования один из значимых и трудных этапов в жизни и часто сопряжен со стрессовыми ситуациями. У ребенка резко меняется обстановка и он должен изменить и свой привычный образ жизни. Это приводит к увеличению психоэмоциональной нагрузки. С началом обучения на первоклассника обрушивается множество задач, для решения которых ему потребуется собрать все свои силы. На него оказывают влияние новые условия:

  • личность учителя
  • смена распорядка дня
  • одноклассники
  • уменьшение физической активности
  • дополнительные обязанности

В это время ребенку очень сложно понять, почему он должен выполнять множество новых требований, с которыми не сталкивался ранее. Теперь у него нет возможности просто гулять и развлекаться, от него ждут усидчивости, старательного выполнения уроков и хороших оценок. Соответствовать школьным правилам подчас кажется невероятно сложным, так как ученик первого класса еще не научился управлять своим эмоциональным состоянием.

В этот период родители и педагоги сталкиваются с рядом трудностей:

  • плохая успеваемость
  • пассивность
  • проявление лени
  • отрицание
  • раздражительность
  • демонстративность

Этапы адаптации

1 этап. Ребенок впервые посещает школу. Начало этого периода приходится на весну, когда родители приводят свое чадо на подготовительные курсы. Как правило, учителя уже на этом этапе проводят профилактические мероприятия для адаптации ребят:

  • организуют обзорные экскурсии для знакомства со школой
  • улучшают моторику детей, используя специальные техники
  • улучшают уровень общих знаний
  • проводят работу, направленную на сохранение психоэмоционального равновесия.

2 этап. Адаптация происходит уже после начала школьных занятий. Этот период наиболее трудный. Он продолжается около шести месяцев. Здесь задачи педагогов заключаются в следующем:

  • своевременно распознавать и учитывать личностные особенности учеников и их возможности при разработке обучающего процесса
  • проводить беседы с родителями, посвященные теме адаптации, консультировать и оказывать помощь в выборе тактики взаимодействия с ребенком

3 этап. Оказание индивидуальной помощи тем ученика, у которых были выявлены проблемы с адаптацией. Эта работа проводится учителем психологом. Этот период приходится на второе полугодие школьного обучения. Здесь основные цели — своевременно распознать и устранить какие-либо проблемы, возникающие в процессе обучения. В ходе работы в этом периоде проводят тестирования детей с целью определения их психического состояния, осуществляют коррекцию взаимодействия с одноклассниками, поведения и процесса обучения. Проводится так же консультативная работа психолога с преподавателями и родителями.

Адаптационная программа

Эта программа включает три компонента: психологический, физиологический, социальный. Для избежания стресса от непривычных условий необходимо окружить первоклассника заботой и создать комфортные условия в семье. Важное значение имеет правильный режим дня. Тщательно продумайте его, оставив время для дневного сна. Хороший сон после школьных занятий имеет сейчас большое значение для восполнения потраченных в школе сил. Если возможно, не используйте в период адаптации «продленку». Благоприятная домашняя обстановка будет наилучшим образом способствовать восстановлению хорошего эмоционального состояния. Важно учить ребенка правилам вежливого общения с другими учащимися. Хороший контакт с одноклассниками поможет ему легче проживать этот период.

Психологический компонент адаптации

Психологически готовый ребенок посещает занятия с удовольствием, без особых трудностей выполняет задания школьной программы и делится с родителями информацией о своей школьной жизни. Если вы заметили какие-то отклонения, то стоит принять меры для помощи в адаптации к школе своему ребенку.

Доброжелательно общайтесь с ребенком. Относитесь внимательно ко всему, чем он с вами делится, вникайте в его переживания, трудности. Никогда не прибегайте к критике и сравнению не в его пользу с другими одноклассниками. Иначе вы получите замкнутого, раздражительного и необщительного ребенка. Исправить это будет гораздо сложнее, нежели предупредить такую ситуацию.

Поддерживайте своего первоклассника в его начинаниях, хвалите, придавайте ему уверенности. При возникновении ситуации, когда он не может с чем-то справиться, обязательно помогите ему, объясните, но не стоит делать за него. Ребенок должен научиться самостоятельно трудиться.

Чаще поощряйте ребенка за его успехи. Не важно, связаны ли они со школьной жизнью. Это даст ему стимул для выполнения поставленных задач.

Не прибегайте к тотальному контролю над его учебным процессом. Дайте ребенку возможность научиться самостоятельной организации своей деятельности. Вы можете корректировать, советовать и подсказывать.

Для хорошей адаптации важны доброжелательные отношения в семье. Обязательно выделяйте время для совместного отдыха, игр, прогулок.

Физиологический компонент адаптационного периода

Несомненно, ребенок в начале обучения подвергается стрессу. Это сказывается на физическом состоянии детей. Ребенок может похудеть, возможны нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, часто появляются жалобы на головную боль, у некоторых проявляются неврозы. Будьте внимательны. Возможно, что плохое усвоение учебного материала или пассивность вызваны какой-то проблемы со стороны его самочувствия.

Для уменьшения нагрузки на организм ребенка прислушайтесь к следующим советам:

  • Переходите на новый режим дня постепенно
  • Обязательно организуйте смену видов занятий дома
  • Устраивайте разгрузочные физические упражнения при выполнении уроков при выполнении уроков («пятиминутки»)
  • Проверяйте осанку и организуйте правильное освещение
  • следите за правильным питанием; при необходимости по назначению врача обеспечьте ребенка витаминными препаратами
  • увеличьте физическую активность
  • обеспечьте оптимальную продолжительность сна; в этом возрасте рекомендуется не менее 9,5 часов ночного отдыха.
  • Уменьшите время, проводимое за просмотром телевизора и компьютера.

Социальная адаптация

Общение с другими учениками может стать для ребенка проблемой, особенно если он не посещал детский сад. У детей зачастую не развиты навыки общения и построения хороших взаимоотношений.

Интересуйтесь, как у вашего ребенка складываются отношения с коллективом, конфликтует ли он с кем-либо, со всеми ли одноклассниками общается. Обратитесь к учителю, возможно, он заметил некоторые отклонения, попросите оказать помощь в налаживании дружеского общения. Если вам сложно самим дать грамотные советы в случае, если проблемам была выявлена, изучите соответствующую литературу. Воспитывайте личность. Ребенок должен иметь свое мнение и не бояться его высказывать, но при этом ему надо научиться слышать и других.

В завершении перечислим советы, которые помогут пройти через период адаптации наиболее легко.

  1. Утром будите ребенка ласково, зарядите его хорошим настроением.
  2. Желайте ребенку удачи перед выходом в школу.
  3. Не задавайте много вопросов о школе сразу после занятий.
  4. Не настаивайте, если ребенок не готов поделиться сейчас с вами какими-то переживаниями. Пусть пройдет время.
  5. Если у педагога есть негативные замечания относительно вашего первоклассника, воспринимайте это спокойно и конструктивно. Избегайте присутствия ребенка при вашем общении с учителем.
  6. Придя со школы, ребенок должен иметь возможность отдохнуть. Не приступайте к выполнению домашних заданий. А начав их разбирать, устраивайте небольшие перерывы.
  7. Учите первоклассника самостоятельно справляться с заданиями.
  8. Следите за самочувствием школьника. Не допускайте переутомления.
  9. Придерживайтесь единой линии в воспитании всеми членами семьи.
  10. В режиме дня должно быть достаточное количество времени для игр, прогулок.
  11. Своевременно укладывайте спать.

Начало школьной жизни — ответственный момент для вас и вашего ребенка. Окружите его вниманием и заботой. Чаще проявляйте свою любовь. Помогите ему в этот трудный период, подержите, и тогда адаптация пройдет спокойно. И вскоре ваш первоклассник будет радовать вас хорошими результатами в учебе, и школа для него станет другом.